Название: Глухота
Задание: Большая перемена
Размер: ~450 слов
Жанр/категория: джен
Рейтинг: G
Персонажи/Пейринги: Намо Мандос, ОП
Читать дальшеВ сером мраморе Чертогов не жили даже звуки; здесь был лишь один способ сказать или услышать — разговор душ, осанвэ.
И не каждая была готова.
Мандос знал, что стоящий перед ним нолдо не услышит ничего: он жаждал говорить, но слышать давно разучился. Он кричал о своей ненависти и жажде боя, но под ними была усталость — и она была громче крика.
Только ответа Судии фэа услышать не могла. И Мандос знал — нолдо считает его безмолвие приговором.
Разве он такой первый?
Их было так много — тех, кто не слышал, кто мог и хотел услышать лишь себя; тех, кто был слишком усталым, или слишком разгневанным, или отчаялся.
Но сколько ни кричи в пустоту, выдохнешься; а кто сможет услышать крик там, где достаточно не-желать его слышать?
И любая усталость проходит в тишине.
С отчаянием — трудней.
Но когда-то все же — пусть не сразу, но что значит «сразу» там, где времени нет, как и звуков? — тишина оказывалась сильнее; она оплетала любую фэа серебристым коконом, успокаивала, утишала. Давала услышать себя, других…
Мандос знал — так будет и с этим нолдо, и с другими. Они смогут не утверждать, а спросить — и открыться достаточно, чтобы услышать ответ.
Может быть, жестокий ответ; но сам разговор — это шаг.
Есть те, кто уже готов слышать… но ещё не готов принять.
Я приговорён.
Что ж. Это не вопрос? Так зачем тебе ответ? ты не услышишь его.
Мне не в чем каяться!
Разве тебе предлагали покаяние?
Я хочу жить!
Я понимаю. Но рано. Тебе — ещё рано.
Почему?
Ты не готов. Ты не получишь благословения, а если получишь — не сможешь принять.
Не слышит. Не понимает. Не верит.
Не принимает…
Мандос ждал. Здесь, в безвременье, ожидание было неизбывной частью существования. Он знал, что когда-то в Чертоги придёт звук.
Нити Мелодии дрогнули вдруг, нежданно; песня, тронувшая их, была не той, что Мандос ждал — нет, она была невозможной здесь… но она была.
Он услышал и ответил, и был иной Ответ — но эта песня коснулась многих и многих. Тех, кто был готов — надежда и вера этой песни пробудили от отчаяния, а чужая скорбь заглушила думы о собственной.
Лишь на краткий срок; и лишь немногих. Но тихая трель соловья с тех пор жила в Чертогах, и те, кто услышали её — учились слушать; и раны их затягивались быстрее.
И впереди было — иное. То, что видел в сплетении нитей Намо.
Судьба взлетела к вершине, и голос, звучавший в Круге Судеб, сейчас касался судеб живущих — и всех фэар. Точно звенели колокола, властно пробуждая к жизни, говоря: вот, выйди из собственной боли, эльда, услышь того, что отринул свою, чтобы воззвать о твоей! одолей гнев, услышь одолевшего свой! прости себя, потому что ты прощен.
Голос колокола звучал и звучал, и фэар внимали ему.
Мандос знал, что пророчество исполнено.
@темы:
Первая отметка,
БПВ: "Осенний заплыв"
Автор тоже попытался встать на место Намо...
А души, думаю, смогут, просто не сразу. Но помочь им помогли.
vinyawende, спасибо большое!
А почему "практически"? Просто любопытно.
Но отмечу интересную структуру самого текста. Как понимаю, ради него все и затевалось. Хотя кое-где перебор (точка с запятой, перебивка тире и многоточием в одном предложении? это манифест авторской пунктуации?).
ЗЫ. Нельзя просто так взять и написать фик про Мандос, не начав с "в _определение_ залах Чертогов/Мандоса умерли/застыли/пропали звуки/время".
f-lempi, никогда.
Норлин Илонвэ, вообще там в конце Эарендил. То есть сначала Лутиэн, потом Эарендил. И именно ради этой точки перелома и писалось.
это манифест авторской пунктуации?
Да)
Ну хоть так)
Жаль, что не понравилось, но спасибо за отзыв)
Он совсем не такой.
Но я имею в виду не тему, не сюжет, а общую атмосферу, так сказать.
А идеи, что Песнь Лютиен, а потом и Песнь Эарендиля перед тронами валар ускорили исцеление умерших, я вообще раньше не встречала, кажется. Про песню Эарендиля точно ничего похожего не встречала, даже мне самой не приходило в голову. А ведь какая классная идея! Спасибо автору!
vinyawende, спасибо) Автору была дорога эта идея про песни, жаль, что исполнение подкачало.
Но я его узнала)
И, скажу честно, мне эта идея нравится еще и потому, что хорошо ложится на мой личный фанон, что между появлением Эарендиля в Валиноре и началом Войны Гнева многие Эльдар, кто погиб в начале Исхода, возродились.
Поэтому, скажем, если эльф погиб даже при падении Гондолина, но сам рвется к жизни, то почему бы ему и не возродиться.
Я не думаю, что Мандос кого-то оставлял у себя в Чертогах по причине, "а этому выходить нельзя, потому что нельзя, все". ИМХО, Мандос, скорее, оценивает степень объективной готовности каждого эльфа к возрождению. И думать о ней он может не то же, что сам эльф (с отклонением как в одну, так и в другую сторону, кстати). И вот когда мнение Мандоса и желание эльфа совпадают (наконец!), происходит возрождение.
Тех, кто объективно не готов, Мандос не отпустит, потому что ничего хорошего не получится, ни для самого эльфа, ни для окружающих. Тех, кто объективно готов, но не хочет, силой не выгонит, потому что это жестоко и, опять же, ничего хорошего, хотя и по другим причинам.
А идея увеличения срока пребывания в Мандосе лично Мандосом в качестве наказания за совершенные при жизни дела мне не близка совсем. Мандос, конечно, Судия, но его Чертоги не тюрьма, а их обитатели не заключенные. Кроме Мелькора в годы Древ, но этот не был и умершим эльфом.
Плюс само появление Эарендила сильно помогло многим встряхнуться и вернуться к жизни, зажгло эстель и придало сил.
Вот тут согласна совершенно.
Я всегда думала, что весть о появлении Эарендиля помогла определиться со своими желаниями тем, кто объективно уже был готов к выходу. Но в такой трактовке как у вас, получается, что сам Эарендиль в какой-то мере мог помочь и с достижением этой самой объективной готовности. И это здорово.
Поэтому, скажем, если эльф погиб даже при падении Гондолина, но сам рвется к жизни, то почему бы ему и не возродиться.
Исключительные случаи всегда возможны. Но в массе, имхо, гондолинцы умирали слишком страшно, чтобы быть уже к Войне Гнева готовыми попробовать опять жить. А тем более рискнуть опять умереть. Все-таки смерть не насморк.
А вот умершие в Хэлкараксэ, имхо, имели неплохие шансы при желании все же поучаствовать в войне с Морготом. Ну, и, пожалуй, остальные, кто погиб до Браголлах. Кроме тех, кто участвовал в братоубийстве в Альквалондэ. Братоубийцы, я думаю, действительно застревают в Чертогах на более длительные сроки, но не потому что их Мандос специально не отпускает.
Я этого не говорила и не подразумевала. И вообще речь о своем тексте не заводила. А название очень простое, поэтому совпадения неизбежны, я это понимаю.
vinyawende, По-моему, фиков с адекватным Мандосом (личностью) и не похожим на ад Мандосом (Чертогами), да еще и в одном тексте то и другое, а не только что-то одно, в русском Толкин-фандоме вообще мало, а конкретно на Тол-Эрессеа их еще меньше, чем вообще (естественно
Ну, мне не кажется, что так уж мало. В "Хрониках дома Финарфина", например, есть Мандос и вполне адекватный.
Но вообще я говорила не об идее, а об исполнении.
Вообще-то судя по мнению Толкина о возрождении Глорфинделя (что того отпустили побыстрее из-за того, что он своим подвигом спас много жизней), автор считал, что "мятежники" пробыли в Мандосе довольно долго. Даже погибшие в Хэлькараксэ. То есть к Войне Гнева воскресших было мало.
А с Глорфиндейлем, кажется, уникальность его была больше в том, что он был умершим героем Первой Эпохи, который в Третью опять жил в Средиземье. А что они с Финродом чуть ли не только вдвоем вышли из Мандоса за все три эпохи - фандомная утка, а не канон.
______
А про фики... ХДФ не отражают общую атмосферу, они, наоборот, выделаются на фоне остального. Точно помню. За это я какое-то время их любила)
Как-то так.
сам Эарендиль в какой-то мере мог помочь и с достижением этой самой объективной готовности
Да, именно.
Ilwen, хорошо
Вообще-то судя по мнению Толкина о возрождении Глорфинделя (что того отпустили побыстрее из-за того, что он своим подвигом спас много жизней), автор считал, что "мятежники" пробыли в Мандосе довольно долго.
Долго - понятие растяжимое. А сроков мы ни для кого не знаем, к сожалению, так что тут хэдканон на хэдканон. Собственно, твердая информация у нас есть только про Финвэ и Феанора, да еще про Саэроса подчеркнуто, что он в Чертогах остался надолго, но Саэрос - это такое классический пример "виновного в собственной смерти", что ой.
В лад и в такт; и чудесное звучное завершение.